?

Log in

No account? Create an account

«ПО ЧАСТЯМ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ…» Результаты (часть I)

« previous entry | next entry »
май. 30, 2015 | 12:08 pm

Оригинал взят у kolomensky в «ПО ЧАСТЯМ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ…» Результаты (часть I)
Борис Слуцкий писал в своих военных воспоминаниях: «На следующую войну я буду собираться умнее». Так вот, следующий подобный околосоциологический опрос я буду проводить умнее, поскольку узнал о том, как надо готовить такие исследования, кажется, практически все. Я понял, какие надо было задавать вопросы – так, чтобы они впоследствии группировались по заранее запланированным темам; я понял, каких вопросов не надо было задавать вообще; я понял, каких опций не всегда хватало для того, чтобы полноценно обобщить те или иные выводы; я понял, каких категорий респондентов мне недостает для более объективной картины. В общем, я многое понял, я вооружился всеми необходимыми формулами, так что в следующий раз…! Жаль только, что следующего раза не будет, так что, вздохнув по утерянным возможностям, перейдем к тому, что есть.



Условия опроса

В этот раз опрос был технически прост, и среднестатистический респондент затрачивал на заполнение опросного листа пять-семь минут. Особо вдумчивым респондентам требовалось куда больше времени, и они справлялись с заданием минут за восемь-десять.

Итак, были заданы три вопроса:

• Какие утверждения в полной мере соответствуют Вашему представлению об АП?
• Какие качества необходимы человеку, поющему АП?
• Что мешает Вам воспринимать АП?


На каждый из них было дано некоторое число разнообразных ответов. Респондентам необходимо было выбрать любое количество устраивающих их вариантов. Кроме того, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы, выбрав только один вариант ответа:

• Где Вы впервые познакомились с АП?
• В какой форме Вы лучше всего воспринимаете АП?
• Где следует обучать АП?
• Что же будет с песней?


В довершение ко всему респондентов просили сообщить возраст, место проживания, принадлежность или непринадлежность к клубам и объединениям АП, указать условную околопесенную специализацию, степень знакомства с АП, а также занимались ли респонденты какими-то непесенными искусствами и участвовали ли в походах, экспедициях, восхождениях и т.д.

Вот, собственно, и все. Полностью условия опроса я здесь не привожу, поскольку все можно будет увидеть в файле с результатами (см. ниже).


Цели опроса

Понятное дело, что главная цель всех наших околосоциологических исследований заключалась в том, чтобы в очередной раз приблизиться к сакральной «проблеме ЧТАП» («Что Такое Авторская Песня»). И данное исследование не является исключением. Общеизвестно, что практически всякий респондент знает, что такое авторская песня, однако это знание, наряду с другими мучительными проблемами, загнано глубоко в респондентское подсознание. Поэтому любой прямой вопрос на тему ЧТАП вызывает у большинства народонаселения Советского Союза реакцию, схожую с патриотическим экстазом или мистическим прозрением: народонаселение вдруг ощущает себя не то в авангарде прогрессивного человечества, не то на краю трансцендентальной пропасти, очень горячится – и его потом весьма непросто успокоить. Поэтому лучше непосредственно с проблемой ЧТАП не связываться.

Но зато можно подойти к ней максимально близко при помощи косвенных вопросов – так, чтобы респондент ничего не заподозрил и, находясь в беспечном состоянии, раскрыл тайники подсознания. Зачерпнув полные пригоршни бессознательного, надлежит тихонечко отойти за дальний холм и лишь там, находясь в относительной безопасности, попытаться вычленить более-менее чистый субстрат ЧТАПа.

И, кроме этого, хотелось получить пищу для размышлений касательно менее жгучих, но все-таки интересных проблем: меняется ли восприятие АП в зависимости от возраста, условной околопесенной специализации, принадлежности к структурам АП, уровня осведомленности в предмете и т.д.


Участники опроса

Всего в опросе приняло участие 462 человека. Вот полный перечень участников – имен и ников:

alexkrm, artcan, Cyril Scherstück, LuBar, Ирина pantera, semen, sopkina, Азат Абдуллатыпов, Анастасия Абрамова, Ольга Александрова, Александр Ю. Алексеев, Елена Алексеева, Саша Алексеева, Антон Алексеевский, Ольга Альбрехт, Женя Альтшулер, Сергей Ананьев, Ася Анистратенко, Сергей Анциферов, Андрей Артемьев, Ольга Артемьева, Юлия Архитекторова, Ольга Афраймович, Александр Ашкинадзе, Борис Ашкинадзе, Илья Бабицкий, Ирина Бадова, Светлана Барабаш, Ольга Барашко, Вика Барбарич, Екатерина Барболина, Юлия Бармаева, Виталий Батраков, Ольга Батракова, Юля Батракова, Владимир Безносов, Дмитрий Беленький, Анна Белопольская, Катерина Беляева, Дмитрий Беляков, Анна Бессмертнова, Анна Бёме, Александр Бобков, Елена Богорад, Екатерина Бонфельд, Анна Борчанинова, Людмила Брагина, Светлана Бричёва, Николай Бричиков, Сергей Брусницын, Галина Брусницына, Татьяна Букина, Галина Бургучева, Наталия Бутылина, Александр Бутягин, Татьяна Буцыгина, Елена Бушуева, Зинаида Варлыгина, Ольга Васильева, Ольга Васильева (2), Татьяна Васильева, Алексей Веремьёв, Геннадий Виксман, Василий Виноградов, Елена Виноградова, Татьяна Винокурова, Елена Витченко, Вишня, Григорий Войнер, Павел Волков, Евгений Волошинский, Юлия Ворожцова, Алена Воронина, Сергей Выборов, Гаврилова Н.М., Наталья Галечьян, Лилия Галимова, Владимир Гапонцев, Варвара Гарнюк, Александр Георгиевский, Юлия Гербова, Маша Гескина, Екатерина Гигина, Эдуард Гиршов, Анна Головачева, Нина Голяндина, Дарья Гончаренко, Ирина Гончарова, София Гончарова, Алёна Горбонос, Олег Городецкий, Агния Грибкова, Екатерина Грибова, Сергей Гринберг, Алексей Гришкин, Игорь Громов, Юлия Губа, Павел Гугин, Татьяна Гускина, Константин Гущин, Юрий Давиткохвян, Екатерина Денисюк, Алексей Деревянкин, Анатолий Дёминов, Алексей Дзевицкий, Катерина Диезова, Ирина Дмитриева, Виктория Дорошевская, Михаил Дроздов, Анна Дубенюк, Алексей Дудин, Аля Дульцева, Ира Дьячкова, Елена Дякива, Анастасия Евграфова, Елизавета Евщик, Мария Елагина, Вадим Елисеев, Дмитрий Ёлкин, Сергей Елтышев, Александр Емельянов, Елизавета Ефимова, Максим Железнов, Тамара Закревская, Иван Залужный, Маша Залуцкая, Ася Замыцкова, Владимир Захаров, Ира Захарова, Анастасия Звонкова, Полина Звягинцева, Наталья Зевахина, Людмила Зеленцова, Алексей Зельский, Татьяна Землеруб, Яна Злочевская, Сергей Злочевский, Саша Золотарева, Анна Зубкова, Дарья Зуева, Екатерина Зуевич, Александр Иванов, Юлия Иванова, Юлия Иванова (2), Мария Ивашнева, Зоя Иващенко, Валентина Ионова, Алла Иоффе, Дмитрий Иоффе, Олег Ирландия, Евгений Исакевич, Маша Испольнова, Вадим Казанский, Николай Каипецкий, Дмитрий Камаев, Надежда Каменева, Владислава Капленкова, София Карабинская, Константин Карасёв, Елена Карасёва, Елена Карева, Александр Каретин, Олег Карпов, Галина Карукина, Нина Касьянкова, Олег Кетурко, Надежда Кёстнер, Алена Кидун, Вера Кипяткова, Марина Кирьянова, Сергей Киселёв, Дмитрий Киссель, Катя Клочкова, Соня Кобринская, Наталия Коваленко, Михаил Коган, Дмитрий Козлачков, Михаил Колегаев, Елена Колобова, Михаил Колодин, Андрей Коломенский, Дима Коломенский, Валентина Кондратова, Ирина Конова, Илья Корнетов, Екатерина Королева, Мария Королева, Светлана Королева, Татьяна Королева, Паша Корягин, Ксюша Косинская, Александр Костарев, Владимир Костылев, Марианна Костылева, Даша Котенёва, Юля Котенёва, Мария Кочеткова, Мария Кравцова, Наталия Крайнова, Юля Крайнова, Екатерина Крамер, Катерина Кренёва, Эвелина Крохмаль, Михаил Крючков, Зоя Кудряшева, Раиса Кудряшева, Анастасия Кузнецова, Виктор Кузьменко, Ира Кузьминова, Виталий Кульбакин, Александра Куманейкина, Майя Купрюхина, Катя Куракина, Наталья Курапцева, Георгий Курячий, Наталья Кустова, Александра Ланских, Лада Ланскова, Борис Ланцберг, Евгения Ланцберг, Нюша Ланцберг, Василий Лапин, Александр Ларин, Екатерина Лебедева, Тамара Лебедева, Вадим Левашев, Наталья Левених, Шура Леонтьев, Алексей Лисицын, Елена Литвинцева, Ульяна Лобастова, Александра Логинова, Лорелай, Валентина Лубяная, Юрий Лукин, Феликс Лукницкий, Мария Лукьянова, Анна Луценко, Света Лысак, Дмитрий М., Юля Майборода, Дарья Макарова, Инга Макарова, Лена Максимкина, Оля Максимкина, Елена Максимова, Николай Малинкин, Настя Малова, Гриша Мальцев, Ирина Мальцева, Марат Манашков, Александра Марчук, Катя Матвеева, Полина Матькунова, Мария Махова, Денис Мачков, Антон Медведский, Таня Мельник, Михаил Мельниченко, Кирилл Ментовский, Андрей Мещеряков, Дмитрий Мещеряков, Аня Митрошина, Анна Михайлова, Алина Михайловская, Олег Мишутин, Илья Моисеев, Алексей Мокин, Анна Мокина, Иван Молотков, Лина Морозова, Юлька Морозова, Люба Московчук, Вера Назарова, Анна Наркович, Мария Наркович, Егор Нечаев, Мария Никитина, Кристина Новокшонова, Ольга Ноздрачева, Мария Оберюхтина, Татьяна Образцова, Дарья Огородникова, Екатерина Ольшина, Анна Осипова, Полина Оскольская, Константин Оснос, Алексей Осокин, Маргарита Павлова, Люба Паина, Игорь Панасенко, Ксения Панасова, Борис Панкин, Андрей Панченко, Маша Папина, Ирина Парамонова, Марина Пароходова, Марина Пастухова, Мария Пастухова, Александр Пащенко, Григорий Певзнер, Лина Певзнер, Надежда Пенкрат, Владимир Песня, Вита Петрова, Екатерина Петрова, Кирилл Петров, Лена Петрова, Ольга Петрова, Маша Пилюкова, Кира Пинчук, Ирина Пиотровская, Елизавета Пискунова, Ася Плешко, Анастасия Плюто, Настя Подлесная, Таня Подобедова, Алла Подшивалина, Алексей Поляков, Игорь Попков, Вера Попова, Татьяна Пронько, Вероника Просветова, Ольга Разина, Павел Расковалов, Оксана Рачкулик, Александра Резайкина, Алексей Родин, Леонид Романков, Михаил Россихин, Дина Ростовщикова, Александра Рукавица, Олег Рукавицын, Катя Рукавицына, Виктория Руцкая, Константин Рыбаков, Дария Рыбаулина, Елизавета Рысенкова, Вова Рябов, Дарья С***, Ирина Самодурова, Марта Саркисьянц, Елизавета Сафотерова, Ирина Сахарова, Светлана Сахарова, Георгий Сахенберг, Альфред Сахибзадаев, Егор Светлов, Зинаида Свитанько, Владимир Селивёрстов, Надежда Селиверстова, Ольга Семенова, Яна Сербина, Ваня Сергунов, Мария Сёмина, Сергей Сёмин, Юлия Сивакова, Наталья Сивохина, Константин Сидоров, Анна Сидорова, Света Ситар, Елена Слонимская, Алексей Смирнов, Света Смирнова, Мария Смолова, Юлия Смурова, Елена Снижко, Иван Соболев, Саша Соболев, Дмитрий Соловьёв, Михаил Соловьев, Андрей Солодилов, Лилия Солодова, Дарья Солодянкина, Ирина Соколова, Татьяна Соколова, Илья Сотников, Ростислав Сперанский, Александр Спиридонов, Татьяна Старицина, Антон Степанов, Валерий Стефанов, Наталья Субботина, Сергей Суворов, Александр Сушков, Павел Сыч, Алексей Сычев, Борис Тарасов, Михаил Тарасов, Наталья Тарвердян, Сергей Тимофеев, Маша Тимофеева, Ольга Третьякова, Татьяна Триколич, Антон Трофимов, Евгений Трошков, Надежда Трошкова, Сергей Труханов, Жанна Тужик, Виталия Уварова, Леонтий Удалов, Елена Усачева, Татьяна Устинова, Устюгова, Станислав Фалькович, Катя Фатеева, Фигуровская А.Н., Александр Филатов, Нина Филимонова, Артур Филимонюк, Анна Филиппова, Тамара Фирсова, Сергей Фисенко, Наталья Фокина, Андрей Фомичев, Елизавета Фомичева, Татьяна Фролкина, Наталия Ханина, Мария Харитонова, Ольга Харитонова, Лиля Хасанова, Ирина Хвостова, Александра Херсонская, Вячеслав Вячеслав Хованов, Алексей Холкин, Иван Хорин, Мария Хохлова, Татьяна Храмова, Алексей Хромов, Яна Цуркан, Светлана Цывкина, Полина Чекалкина, Влад Черейский, Евгений Черкасов, Таня Черкасская, Виктор Черников, Игорь Черняев, Лиля Чеснова, Владимир Чечулин, Светлана Чижикова, Олег Чижов, Евгения Чумакова, Дарья Шарова, Вячеслав Шевченко, Владимир Шейнин, Вера Шелгинских, Виктория Шемякина, Виктория Шишкина, Полина Шкирева, Ирина Шорина, Александр Штепа, Татьяна Штыб, Николай Щербаков, Мария Эйтингина, Анюта Юрьева, Ольга Юсим, Лев Юфит, Александра Якутина, Иван Ялынский, Алиса Янчевская, Андрей Янюшкин, Яфа.


От лица мировой околосоциологии выражаю им самую горячую признательность! От своего собственного – еще более горячую! Кроме того, я не зачел данные 6-ти анкет, т.к. их авторы не исправили ошибки, об обнаружении которых я им сообщил. К сожалению, их ответы не попали в общую выборку.

Географический охват у нас получился следующий:

01_География

Один респондент оказался не учтен, т.к. местом жительства назвал всю Россию, а я этот случай великодержавного космополитизма, к сожалению, вовремя не отследил.


Некоторые сложности

В сопроводиловке к исследованию говорилось о том, что предлагаемые ответы на вопросы в значительной степени обобщены. Действительно, по большей части они являются теми определениями или мнениями, которые мелькают в разговорах и спорах вокруг авторской песни. Охватить все возможные нюансы, все принципиальные стороны явления я не мог, о чем честно и предупреждал. Однако все равно некоторая часть респондентов, сталкиваясь с несовпадением этих определений и личных формулировок, недвусмысленно мучилась. Для нескольких человек мучения оказались фатальны, и они выбыли из числа респондентов. Будучи человеком достаточно терпимым, я никого не удерживал.

С самого начала – то есть с поступления первых заполненных опросников – мне открылось, что русский язык велик и могуч. Великость и могущество приводят к тому, что у каждого человека этот язык немного свой. Нет, не то чтобы мы все говорили на разных наречиях, однако нюансы смысловых значений в отдельных словах, видимо, воспринимаются людьми по-разному. Пробегая глазами заполненные опросники, я ловил себя на ощущении, что респонденты находят в некоторых формулировках такие модальности и коннотации, которые я в них не вкладывал. Так, определение «умная песня для умных людей» откомментировали в том смысле, что не надо себя считать умным, а всех остальных неумными. Я, вот, тоже думаю, что не надо, и никакого значения превосходства одних перед другими в эту формулировку не вкладывал. «Жаль, жаль, что мы с некоторыми респондентами не совсем друг друга понимаем, – сетовал я. – Это может отразиться на результатах околосоциологического исследования». Сетовал, но ответы принимал безропотно.

Однако самое необычное заключалось в том, что часть респондентов при заполнении опросников выбирала ответы, которые, как мне казалось, противоречили друг другу. Например, человек вполне спокойно мог указать, что исполнителю авторской песни необходимо «владение музыкальным инструментом, достаточное для воспроизведения песни», а уже в следующем разделе признаться, что авторскую песню ему мешает воспринимать «непрофессиональное владение музыкальным инструментом». Что поделать: люди – противоречивый народ! Сначала это огорчает и ввергает в эсхатологическую тоску, однако после начинаешь убеждать себя в том, что вспышки вопиющей иррациональности, собственно, есть часть человеческой природы. Успокоив себя таким образом, я полюбил респондентов не только беленькими, но и черненькими; только в особенно тяжких случаях по-прежнему вздрагивал и умолял иррациональность вопиять чуть-чуть потише. Ближе к середине апреля мне удалось достигнуть седьмого уровня терпимости, и я решил зачесть все ответы, предложенные респондентами, не вникая в их суть.

Собственно, все это я веду к тому, что полученные результаты имеют некоторую погрешность. Что, однако, не сказывается на наиболее очевидных тенденциях, выявленных нами в ходе исследования.

Ну, и приступим.


Знакомство с АП

Респондентам был задан вопрос «Где Вы впервые познакомились с АП?» и предложены следующие варианты ответов, из которых нужно было выбрать только один:

• в семье;
• в компании (дружеской, школьно-студенческой, походной и т.д.);
• на концерте;
• в записи (в т.ч. по радио или ТВ);
• в местах традиционного бытования АП (в клубе АП, в ГШ, на слетах или фестивалях АП).


Иногда возникали спорные моменты: пришел ты, например, к друзьям, а там крутят запись Визбора; это как считается – «в компании» или «в записи»? В таких случаях я предлагал ориентироваться на контекст и целеполагание: если компания не особенно песнями интересовалась и зацепили они только тебя, то ты впервые услышал АП в записи; если же запись прокручивалась потому, что друзья считали это важным и хотели, чтобы песни услышали все (формально – спели бы сами, но по каким-то причинам не могли или решили обратиться к первоисточнику), то ты впервые услышал АП в компании.

Полученные результаты интересны не только сами по себе, мне показалась любопытной их дифференциация по возрастным категориям:

02_Знакомство

Итак, мы видим, что большая часть респондентов получила представление об АП в семье и в дружеской компании – то есть при непосредственном общении и при участии социальной среды. Ничтожная роль концертов и публичных выступлений в деле знакомства с АП понятна: мало кто ходит в концерты наугад, не имея хотя бы приблизительного представления о том, что ему предстоит. Другим повезло вовремя поставить пластинку или включить магнитофон. Остальные либо решили за компанию съездить на фестиваль АП, либо пошли в ГШ с невинной целью научиться играть на гитаре – и попали.

Дифференциация по возрастным категориям показывает, что роль семьи в смысле знакомства с АП изначально была невелика – собственно, тех, кому сейчас за шестьдесят, с АП знакомили скорее старшие братья-сестры, нежели родители; таким образом, члены семьи для возрастных респондентов в большей степени соотносятся с дружеской компанией. Потом на два десятилетия семейное влияние стало решающим – появились поколения, которым АП досталась от родителей, как отсвет 60-х. В настоящее время семья перестает играть доминирующую роль в этом процессе, хотя по-прежнему сохраняет сильные позиции – все больше родителей, не связанных с АП или утерявших такую связь, а потому не видящих необходимости или не имеющих возможности передать детям какой-либо опыт в области АП.

Дружеская компания, бывшая 50-40 лет назад основным местом бытования АП, со временем уверенно теряет свое значение, поскольку пик популярности АП пройден. АП уходит из массовой среды; и компаний, в которых она бытует, становится все меньше.

В еще большей степени сошел на нет легендарный «магнитофониздат». Он появился в качестве реакции на замалчивание АП, но со снятием запретов перестал предоставлять эксклюзивную и наиболее достоверную информацию о песне. Вспышка аудиоактивности, случившаяся в период с середины 80-х (издание «Мелодией» пластинок) по середину 90-х (появление и активная деятельность специализирующихся на АП звукозаписывающих фирм («Каравелла», «Московские окна», «Остров»)), имела в своей основе отложенный эффект: таким образом звукозапись стремилась наверстать упущенное в течение тридцати предыдущих лет. Когда этот импульс иссяк, АП покинула широкий аудиорынок, и узкопрофильная звукозапись принялась удовлетворять интересы любителей. Сейчас в подавляющем большинстве случаев к записям обращаются те, кто с АП уже знаком; но даже люди осведомленные, как показывают результаты опроса (см. ниже), при возможности равнозначного выбора предпочитают слушать АП вживую, а не в записи.

Зато постоянно возрастает роль традиционных мест бытования АП, причем в первую очередь гитарных школ и детско-юношеских клубов АП. Дети приходят в ГШ и ДЮКАП для того, чтобы научиться играть на гитаре – и оказываются в сфере влияния АП. Уже сейчас процент тех, кому еще не исполнилось 20-ти и кто получил представление о том, что такое АП, в ГШ и ДЮКАП, весьма солиден; и, видимо, с течением времени этот показатель будет расти.

Что тут сказать? Берегите ГШ и их педагогов!

Продолжение следует. Там же и комментарии оставить можно будет.

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {0}