?

Log in

No account? Create an account

«ПО ЧАСТЯМ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ…» Результаты (часть II)

« previous entry | next entry »
май. 30, 2015 | 12:09 pm

Оригинал взят у kolomensky в «ПО ЧАСТЯМ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ…» Результаты (часть II)
Продолжаем (начало здесь).


Формы восприятия АП

Респондентам был задан вопрос «В какой форме Вы лучше всего воспринимаете АП?» и предложены следующие варианты ответов, из которых нужно было выбрать только один:

• на концерте;
• в камерной обстановке (на квартирнике, в компании, у костра и т.д.);
• в записи (в т.ч. по радио или ТВ).


Сложности возникли буквально у нескольких человек – остальные молча сжали зубы и справились. После небольшого психотерапевтического сеанса с моей стороны справились и означенные несколько человек. Результаты:

03_Восприятие

Получается, что на крупные концерты, собирающие сотни, а то и пару-другую тысяч человек, публика ходит, однако в глубине души считает, что комфортнее воспринимать АП в камерной обстановке – то есть в условиях непосредственного контакта с поющим. Причем это довольно-таки постоянный показатель, держащийся в среднем на уровне 80-85% у различных категорий респондентов. Из этой закономерности незначительно выпадают следующие категории респондентов:

04_Восприятие_2

С данными, полученными от респондентов старше 60-ти лет, я очень и очень осторожен: таких респондентов набралось всего десять человек (вот они, минусы интернет-исследования!), поэтому здесь выборка нерепрезентативна. Однако можно предположить, что высокий процент тех, кто предпочитает аудиозапись, – следствие привычки к «магнитофониздату». Повышенное количество любителей концертов – это отголосок тех времен, когда АП не осознавалась как отдельное песенное направление. Многие тогда искренне считали, что она заполняет тематическую и стилистическую лакуну в официальном песенном процессе, а потому в идеале ей самое место на концертных подмостках – наравне с остальными участниками этого самого песенного процесса.

Условные «знатоки» очень внимательны к нюансам и теориям. Небольшая их часть, как мы потом увидим, благосклонно относится к идее, согласно которой АП есть сценическое искусство, а потому находит для себя комфортным воспринимать песню в концертном исполнении. Кроме того, «знатоки» настолько развили в себе способность к песенному общению (это мы тоже потом увидим), что умудряются улавливать коммуникативные флюиды и во время сценического выступления. Зато к аудиозаписям «знатоки» практически равнодушны.

Следующая категория – авторы песен на свои и чужие стихи. Здесь все достаточно понятно: всякий автор стремится реализоваться и видит пути этой реализации в концертных выступлениях и записи альбомов, а потому неудивительно, что и чужие песни некоторая часть авторов предпочитает слушать как в концертном варианте, так и в виде аудиозаписей.

Совершенно закономерно, что люди, впервые познакомившиеся с АП благодаря аудиозаписям, до некоторой степени сохранили эту привычку и впоследствии – что со всей очевидностью отражают данные исследования. И последняя категория респондентов, чье пристрастие к камерному восприятию оказалось чуть ниже среднестатистического уровня, – люди, не склонные проводить время в походах и полевых условиях. Несколько слов о «туристах» и «не туристах» я скажу ниже, а пока констатируем, что до некоторой, хотя и незначительной степени «не туристы» менее склонны к восприятию песни в камерной обстановке.

Однако главная тенденция – запомним это – заключается в том, что подавляющее большинство респондентов считают именно камерную обстановку наиболее естественной, комфортной для восприятия АП.


Обучение АП

Респондентам был задан вопрос «Где следует обучать АП?» и предложены следующие варианты ответов, из которых нужно было выбрать только один:

• в консерваториях и музыкальных училищах;
• в Литературном институте и на филологических факультетах;
• в театральных ВУЗах, училищах и студиях;
• в эстрадных студиях;
• в клубах АП и гитарных школах АП;
• АП не нужно специально обучать – все происходит само собой при попадании человека в соответствующую социальную среду.


Вопрос не праздный. Если честно, то в ходе споров о том, к какому виду искусства следует приписать АП, одним из главных критериев должно считаться именно то, где, по мысли спорящих, необходимо готовить «специалистов в области авторской песни». В искусстве крайне важны представления о школе, к которой принадлежит художник, и о его наставниках; практически ни один мастер не появляется как бы ниоткуда (хотя отдельные случаи имеют место) – все где-то или у кого-то учились. Поэтому мало сказать «АП – это поэзия» или «АП – это театр»; надо выяснить, существует ли в системе обучения тому или иному виду искусства место для АП, и есть ли в обществе уверенность, что к АП следует приобщать в том или ином профильном учебном заведении. Мнение наших респондентов на этот счет следующее:

05_Обучение

Думаю, любопытно будет проследить, как на данный вопрос отвечают некоторые категории респондентов:

06_Обучение_2

07_Обучение_3

Промежуточные выводы оставим читателям, тем более что все желающие могут дополнить их, изучив итоговую таблицу с результатами нашего маленького околосоциологического исследования, ссылка на которую, как уже сообщалось, находится где-то ниже.

А мы сконцентрируемся на главном: оказывается, подавляющее большинство респондентов не видит возможности обучаться АП в образовательных заведениях, предназначенных для воспитания музыкантов, поэтов, артистов и эстрадников. Для этого, считает чуть меньше половины респондентов, существуют образовательные структуры внутри самого движения АП. А большая часть респондентов и вовсе склоняется к мысли о том, что представление об АП не может быть воспитано теми или иными образовательными структурами, а зарождается внутри соответствующей среды (интересно, что так считает и солидная часть людей, посещающих ГШ).

Тут, кажется мне, можно закрыть споры о том, является ли АП формой литературного процесса, сценическим или музыкальным направлением. Раз специализированные учебные заведения не имеют соответствующих кафедр и учебных программ, не осуществляют воспитания молодых специалистов в области АП и даже не рассматриваются подавляющей частью АП-сообщества в качестве мест, где АП можно обучиться, то о принадлежности АП к одному из указанных видов искусства можно забыть.


Дальнейшие судьбы АП

Респондентам был задан вопрос «Что же будет с песней?» и предложены следующие варианты ответов, из которых нужно было выбрать только один:

• АП исчезнет по мере иссякания поколений, для которых она аутентична;
• через какое-то время наступит очередная волна популярности АП;
• АП со временем перестанет существовать как самостоятельное направление, органично войдя в состав иных песенных жанров;
• АП всегда будет существовать в форме любительской песенной культуры, характерной для небольшой части общества;
• пока поем, об этом не надо задумываться;
• ветер допоет.


Давайте сразу обратимся к результатам, т.к. мы не футурологи а околосоциологи:

08_Будущее

Думаю, здесь не требуется каких-либо пояснений. Если остальные вопросы нашего околосоциологического исследования так или иначе обращены к личному опыту респондентов, то этот скорее отсылает нас к интуиции и ощущениям. А какой может быть спрос с интуиции и ощущений? Поживем – увидим. Я, кстати, был удивлен малым числом пессимистов – казалось, что их будет больше. Но, видимо, идейная составляющая нашего движения такова, что, потеряв надежду на мировое господство АП, люди не разочаровываются в ней, а вполне довольствуются тем небольшим пространством, в котором АП существует. Это приятно. Что же до последнего пункта – того, который «ветер допоет», то было интересно, какой процент респондентов предпочтет серьезному разговору автоматическое цитирование и возможность уйти от вопроса, спрятавшись за безусловно изящной, но не относящейся к делу формулировкой.


Все, что мы понимали об АП, но не знали, как сказать

В основную часть нашего околосоциологического исследования входили три вопроса. Ответы на первый («Какие утверждения в полной мере соответствуют Вашему представлению об АП?») предполагают прямое описание явления, ответы на второй («Какие качества необходимы человеку, поющему АП?») дают возможность описать явление через качества включенных в него людей, ответы на третий («Что мешает Вам воспринимать АП?») выявляют черты явления через отторжение чужеродных для него качеств. Необходимость такого отрицательного фильтра кажется мне важной потому, что все неудачные попытки определить АП естественным образом базируются на положительных утверждениях, в то время как отрицательные ощущения свободны от определительных функций, меньше связаны в сознании респондентов с ЧТАП и зачастую эмоционально отчетливее, а значит лучше поддаются формулированию.

На каждый вопрос респонденты могли выбрать любое количество ответов. Результаты таковы:

09_Утверждения

10_Качества

11_Помехи

В итоговой таблице нашего околосоциологического исследования, ссылка на которую, как все уже знают, находится где-то ниже, есть что посмотреть и сопоставить. Некоторые закономерности прослеживаются весьма четко, некоторые не поддаются однозначному объяснению – все это вы сможете изучить самостоятельно. Мы же займемся тем, что нам особенно любопытно.

Несмотря на некоторую непродуманность исследования, в чем я в очередной раз вынужден сознаться, большинство предлагаемых ответов группируются по темам. Ответы на два первых вопроса мы сгруппировали в единый тематический массив под названием «Главное в авторской песне», а вот ответы на третий вопрос мы не решились бездумно соединить с материалом предыдущих разделов и создали для них свой тематический массив под названием «Мешает воспринимать авторскую песню».

Обращаем ваше пристальное внимание на то, что эстетическое в АП нам пришлось разделить на две группы: в первой из них собраны опции, обозначающие эстетику как основную цель, к которой стремится АП; во второй собраны опции, рассматривающие эстетику как вспомогательную функцию, опираясь на которую участники АП-процесса достигают некоторых основных целей. Разница между этими группами, как нам кажется, принципиальная.

В результате, получилось у нас вот что:

12_Главное

13_Мешает


Из чего же, из чего же, из чего же?

Итак, группирование опциональных данных выявляет следующую картину:

14_Итог

Сразу же бросается в глаза явное несоответствие числовых данных, присвоенных респондентами формальным признакам при позитивном и негативном ракурсе оценки. Думаю, объясняется это тем, что как в среде любителей АП, так и в среде мало знакомых с АП людей, устойчив стереотип, согласно которому бард – это человек, написавший и текст, и музыку, а потом вдобавок самостоятельно спевший получившуюся песню. Понятное дело, что подобное утверждение касается не сути явления, а формального метода. Стереотипы с наибольшей эффективностью разрушаются не при постулировании, а в процессе критического соотнесения с реальностью – именно это и произошло при использовании «негативного фильтра». Конечно, для наиболее внятной картины среди перечня причин, мешающих воспринимать АП, должна была бы фигурировать примерно такая: «АП мешает воспринимать то, что текст, музыка и исполнение принадлежат разным людям». Однако я уверен, что подобная опция, присутствуй она в опросе, вряд ли была бы отмечена значительным числом респондентов – аналогично тому, как положительное утверждение «АП – это песня, исполняемая под гитару» (35%) самым серьезным образом нивелируется утверждением «мешает воспринимать АП исполнение песни не под гитару» (6%). Второе утверждение свободно от стереотипного взгляда на мир и в большей степени восходит к личному опыту. Поэтому мы полагаем, что оно в более полной мере соответствует действительности. Вообще, объективная реальность, данная нам в ощущениях, очень часто тушуется при встрече со стереотипами. Так, в рок-музыке процент деятелей, являющихся авторами текстов, музыки и исполнения, намного выше, чем в авторской песне – хотя бы потому, что написание песен на чужие стихи в рок-музыке не столь распространено, а исполнение чужих песен вообще эпизодично. Но триада «текст-мелодия-исполнение» почему-то намертво прилипла именно к АП, хотя на слух АП и рок никто не путает – мы проверяли.

Снова и снова просим обратить внимание на разницу между эстетикой как конечной целью АП-процесса и эстетикой, выполняющей в этом процессе вспомогательную функцию. Наименьшая часть респондентов рассматривает собственно эстетическое в качестве главного содержания АП – в основном респонденты видят в эстетике прикладное значение. В «отрицательном фильтре» я не разделял главное и прикладное значение эстетики, что естественным образом усреднило показатель. И пусть нас не обманывает, что на прямой вопрос «является ли АП частью искусства?» большинство ответит: конечно, является! Это тоже стереотип, от которого одним трудно избавиться, а другим – не хочется. Опираясь на данные нашего околосоциологического исследования, можно достаточно уверенно утверждать, что АП – не искусство (это также подтверждается и тем, что, как мы выяснили выше, образовательные учреждения, призванные обучать людей разным искусствам, не берутся воспитывать представителей АП). Давайте как-то свыкнемся с этой мыслью, которая, кстати, уже неоднократно высказывалась многими и многими прозорливыми людьми, однако по-прежнему прозябает на задворках массового сознания.

Но что же такое АП, если не искусство?

Давайте посмотрим на две опции, которые, по мнению наших респондентов, особенно важны для АП: это содержательность и непосредственное общение. Вот на этом двухкомпонентном базисе и зиждется АП, вот на них и работает эстетическая составляющая песни. Обратим внимание также на то, что коммуникативный аспект, выраженный положительными утверждениями, полностью подтверждается «отрицательным фильтром» (по критерию содержательности мы аналогичной проверки произвести не сможем, т.к. в «отрицательном фильтре» нет необходимого соответствия (да, да, я в очередной раз каюсь!). На всякий случай, все ли понимают, что «содержательность» и «содержание» – не одно и то же?). То есть, хотим мы этого или не хотим, АП – это явление социальное, и термин «движение» куда более применим к ней, нежели распространенный, но не имеющий под собой никаких реальных оснований термин «жанр».

Далеко не по всем градациям респондентов удалось выявить явные закономерности. Так, например, не получилось обнаружить четкой разницы между «людьми-туристами» и «людьми-нетуристами». Надо сказать, что три четверти респондентов оказались в той или иной степени склонны к походам и экспедициям, но от нормальных людей они отличаются разве что чуть большей привычкой ценить в песне коммуникативный момент. То же самое можно сказать об участниках клубов авторской песни и гитарных школ: у них чуть ярче выражено стремление коммуницировать посредством песни. Разбивка по критерию условной околопесенной специализации вообще дала результаты, которые можно трактовать достаточно произвольно. Одно мне показалось крайне любопытным. По условиям нашего исследования, респонденты не должны были указывать (а когда указывали – я их исправлял) себя в качестве слушателей в том случае, если, пусть и на несовершенном уровне, занимаются внутри околопесенного процесса какой-то специализированной деятельностью. Таким образом мы хотели выявить «чистых слушателей». Выяснилось, что «чистых слушателей» у нас всего 20% от общего числа респондентов. И это еще раз косвенным образом подтверждает наши выводы о том, что АП не искусство, а социальное явление, потому как не бывает таких искусств, где потребители составляют лишь пятую часть от всех людей, занятых в процессе.

В завершение нашего разговора давайте посмотрим на то, как меняются оценки АП со стороны людей слабо, неплохо и хорошо знакомых с ней.

15_Эксперты

Здесь закономерности видны абсолютно четко: чем лучше человек разбирается в АП, чем плотнее втягивается в процесс, тем меньше ему довлеет формальный стереотип, он в большей степени ощущает оппозиционность явления по отношению к различным аспектам культурной и социально-политической жизни общества и внимательнее относится к обеим сторонам эстетической составляющей, а также ему доступен более широкий круг песенных тем и способов их выражения. Однако в еще большей степени возрастает его внимание к содержательной стороне песен и непосредственному общению в процессе осуществления песенной деятельности.

Еще раз большое спасибо всем респондентам! Особенное спасибо всем, кто так или иначе комментировал ответы, высказывал мысли и давал ценные советы, касающиеся нашего маленького околосоциологического исследования! Отдельное спасибо shaddy_lЛеше Лисицыну за техническую поддержку!

И, конечно же, вот ссылка на итоговую таблицу, поскольку ниже уже некуда.

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {0}